Мини-музей в учреждении дошкольного образования

НЕЗВЫЧАЙНЫ КУФЭРАК

 

Дзяўчынка:
Твар румяны,
Белая хустачка.
Я ўжо ведаю,
Я – беларусачка!
І хачу так, як тата і мама,
Родны край свой любіць я таксама!
А.Бадак

Хлопчык:
Узяў мяне одум:
Хто я такі, адкуль родам?
І дазнацца ў мамы мусіў –
Беларус я, з Беларусі.
В. Вітка

У час занятку : фарміраваць уяўленне дзяцей пра сябе як частку беларускага народа, далучаючы да беларускай традыцыйнай культуры праз беларускую мову, беларускі дзіцячы фальклор і народныя гульні; развіваць уменне пры садзейніцтве дарослага наладжваць беларускамоўныя зносіны цераз выкарыстанне ў актыўнай мове беларускіх вершаў, забавак, песень; узбагачаць слоўнікавы запас дзяцей; выхоўваць асновы нацыянальнага светапогляду.

свернуть

Посещение мини-музеев необходимо планировать. Оно может быть ознакомительным (общий осмотр экспозиции) или тематическим. Например:

«Из истории белорусского костюма» (экспозиция мужских и женских костюмов различных регионов Беларуси), «Лялька беларуская» (экспозиция, посвящённая куклам наших предков изготовленных из различных материалов), «Мастерство народных умельцев» (экспозиция, на которой могут быть представлены предметы декоративно-прикладного творчества).

 

Важно помнить:

- экспонаты в мини-музее должны соответствовать возрастным возможностям детей и особенностям их восприятия;

- при создании экспозиций следует соблюдать требования инструкции по охране жизни и здоровья детей и техники безопасности (исключить использование булавок, канцелярских кнопок, клея и т.р.);

 

Для посещения музея важна предварительная подготовка ребёнка, предусматривающая следующие условия:

- при отборе экспонатов для мини-музея надо учитывать возможности каждого ребёнка;

- для рассматривания следует отбирать не более 3-4 экспонатов, так как ребёнок усваивает информацию в первые 10-15 минут;

- первую экскурсию в мини-музей следует планировать как обзорную, привлекая внимание детей к оформлению или основным предметам, составляющим коллекцию;

- нужно постоянно знакомить с тем, как экспонаты попадают в музей, акцентируя внимание на их бережном хранении;

- особое внимание следует уделить тем экспонатам, которые дети не могут увидеть в ближайшем окружении.

 

Познавательная и практическая деятельность детей в мини-музее может быть организована с использованием разных методов и приёмов.

Наглядные - наблюдение, демонстрация экспозиций в целом и отдельных её экспонатов, слайдов, иллюстраций и т.д.

Практические - опытническая деятельность, творческие задания, упражнения, моделирование и пр.

Исследовательские - прогулки и экскурсии по посёлку и его окрестностям, экскурсии в г. Минск и по родному краю, позволяющие узнать новое о родных местах и поделиться увиденным друг с другом.

Игровые - дидактические и развивающие игры, игры-драматизации, создание игровых ситуаций, введение элементов соревнования.

Словесные - рассказ педагога, беседа, чтение детской художественной и научно-познавательной литературы, вопросы к детям, пояснение, объяснение.

Анкетирование - получение информации, полезной для создания экспозиций и музейных занятий. Анкетирование помогает собрать сведения по различным вопросам, изучить мнение родителей.

Встречи с интересными людьми - расширяют круг общения, включают в сферу интересов мини-музея большее число людей, которые могут стать его друзьями.

 

Перспективным с точки зрения включения потенциала мини-музея в воспитательно-образовательный процесс является проектный метод, при котором дети приобретают практические навыки и познавательные умения при выполнении усложняющихся заданий. Проекты могут быть индивидуальными, когда педагог взаимодействует с ребёнком на творческой основе, и групповыми, когда педагог взаимодействует с коллективом детей, и каждый имеет определённое задание. В любом случае проектная деятельность направлена на активизацию развития детей, их творческой инициативы и умения самостоятельно добывать знания.

 

    Работа в мини-музее будет эффективной при условии активного привлечения к ней родителей. Экскурсии, совместные праздники, конкурсы создают у детей сильную мотивацию к познанию, создавая эмоциональный фон, на котором достаточно сложные сведения усваиваются легко и непринуждённо. Совместный подбор экспонатов, оформление экспозиций способствуют стимулированию познавательной активности детей, вызывают интерес и желание узнать как можно больше.

свернуть

Музей народных игрушек

Гульня -віктарына з бацькамі "100 пытанняў аб Беларусі"

"Белорусское народное искусство"

Путешествие в мини-музей Беалруская хатка"

Мини - музей "Беларуская хатка " в нашем учреждении дошкольного образования создан для ознакомления воспитанников с культурой и бытом белорусского крестьянства и ,исходя из того, что в возрасте 5-7 лет для детей важно показать определенные примеры и наглядность, что является мощным средством воздействия. Экспонаты музея собирали вместе с детьми, родителями и педагогами. В основном экспонаты были привезены из деревень Минской области, где живут родные некоторых сотрудников яслей - сада и родителей. Это были разные старинные предметы: горшочки для приготовления еды, прялка, утюг, сельскохозяйственные инструменты для труда. Мини - музей "Беларуская хатка" постоянно пополняется.

Экспонаты этнографического музея используются на занятиях по ознакомлению с обычаями и традициями белорусского народа, на занятиях по изобразительному искусству, при проведении праздников "Масленiца", "Купалле", "Запрашаем на Калядкi", "Свята восенi" и другие. С целью воспитания чувства принадлежности к белорусской нации, мы разработали цикл занятий, содержанием которого стали стародавние белорусские традиции и обычаи, взаимодействие человека с природой, отражение жизни белорусов в труде и быте. Были разработаны конспекты, экскурсии в мини - музей для взрослых и детей.

Экскурсии проводят не только воспитатели, но и сами воспитанники старших групп.Так,на экскурсии в мини-музеи побывали воспитанники второй младшей группы №2.Ребята рассматривали разнообразные старинные предметы: горшочки для приготовления еды, прялка, утюг, сельскохозяйственные инструменты для труда.Воспитанники играли в белорусские национальные игры.

свернуть

«Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Эта тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30-х годах 20 столетия, к сожалению, на сегодняшний день практически утрачена.
Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи. Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.
Но как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре своего народа?
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.
Цель создания мини-музея: подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение родителей и детей и к музейному искусству. Создание мини – музеев в детском саду – новая форма работы, которая решает следующие задачи:
1.Обогащение предметно-развивающей среды.
2.Формирование у дошкольников представления о музее.
3.Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
4.Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
5.Развитие речи и расширения словарного запаса.
6.Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.
7.Воспитание культуры поведения.

Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствует возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях мини- музея, также активная помощь родителей в подборе материалов для  музеев.
Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

 

свернуть