Оздоровление

Ваш ребенок – садовод-огородник

Наверняка, у вас помимо городской квартиры есть еще и дача, а может быть, вы живете в собственном доме. Огород, пусть даже и совсем небольшой, предпочитают иметь практически все, ведь там можно вырастить неплохое подспорье на всю зиму, тем более, если семья большая, то несколько мешков картошки, моркови, лука и других овощей могут обеспечить почти всем необходимым.

 

С ребенком на даче не так просто, как могло бы показаться. Совсем еще маленькие дети требуют полного и пристального внимания одного из членов семьи, поэтому работа идет гораздо медленнее, чем раньше, и многое просто не успевается. Выход есть – привлекать ребенка к общему процессу. И если для нас работа на огороде кажется чем-то скучным и рутинным, то ребенок откроет целый неизведанный мир.

Начните вместе с высадки семян. Вы можете делать ямки, а малыш пусть бросает туда семена репы, моркови, редьки и многого другого. Впоследствии вы будете показывать ребенку, какие замечательные овощи он вырастил. Можно посадить в цветнике его собственный цветок, за которым он лично будет ухаживать. Купите ему маленькую лейку, вы будете поливать своей, большой, а ваш карапуз с большим удовольствием и любовью будет поливать свой маленький цветочек.

Если вы копаете грядку, то наверняка найдете не одного дождевого червя, покажите их вашему маленькому исследователю. Также ему будет интересно понаблюдать за всевозможными жуками, паучками, муравьями и другими жителями вашего участка. Пусть посидит тихонько рядом с муравейником, наблюдая, как трудятся не покладая лапок муравьи.

Превращение гусеницы в красивую бабочку может стать для малыша настоящим чудом, а встреча с маленькой лягушкой или ящеркой останется ярким впечатлением очень надолго. Найдите несколько гусениц, посадите их в баночку с листьями, подкладывайте постоянно туда новые, а сверху накройте банку марлей. Тогда вы с малышом не только увидите, как гусеница кушает, но и будете наблюдать волшебное превращение.

Очень любят дети собирать ярких и красочных колорадских жуков, этим ребенка можно привлечь надолго. А уж собирать ягоды любят совершенно все, ведь совсем не обязательно отправлять их все в банку или ведро, половина обязательно попадает в рот.

Ну и конечно, следует перемежать работу на участке с развлечениями: сходите на водоем, чтобы искупаться или половить рыбу. Разложите на земле одеяло и позагорайте вместе с малышом. Тогда он обязательно полюбит дачу и будет ездить сюда с большим удовольствием.

свернуть

Самодельные музыкальные инструменты летом в музыкальном развитии детей дошкольного возраста

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Аристотель писал: «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования».
Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе сотрудничества и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования, которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире.
Начинать развитие музыкальных способностей лучше всего сразу же после рождения. Конечно, первая учительница в этом деле (как и во многих других) - мама. Когда малыш видит, как мама поет и играет, он хочет ей подражать. Именно так создаются предпосылки к обучению, но главное во всех начинаниях - это желание малыша. Поэтому любые занятия с ним следует проводить только тогда, когда он в настроении.
Музыкальные инструменты с самого начала работы с детьми используются вместе с певческим голосом, природными инструментами (руками и ногами, с помощью которых можно хлопать и топать) обладает каждый человек. Эту гамму звукоизвлечений следует дополнить, расширить и улучшить: маленькими ударными инструментами. К ним относятся: трещотки, деревянные палочки, небольшие тарелочки, тарелки, треугольники, кастаньеты, различного рода деревянные и кожаные барабаны, бубенцы и другие подобные инструменты.
Шумовые инструменты – это самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Они просты и наиболее доступны детям раннего возраста. Как известно, разнообразие шумовых инструментов народов мира велико. Это удивительно красочный ансамбль, да и сам шумовой инструмент выглядит очень нарядно.
Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними.
Обязательным является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. В данном случае речь идёт не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с детьми просто и мудро: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.
Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из которых они могут самостоятельно извлечь звуки. В роли музыкального инструмента с одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль и расчёска.
Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами (звучащими предметами). Цель этой инструментальной игры – импровизационное звукоподражание. Вот в детской игре всходит солнце – и «дребезжание» на какой-нибудь железке вполне символично соответствует торжественности природного явления. Появляется кикимора – дети голосом или на свистульке тут же неподражаемо изобразят её причитание. Поэтому в группе для творческого музицирования будут уместны звенящие ключи и связки пуговиц, стеклянные стаканы и шуршащая бумага, коробочки с крупой и барабаны из пластиковой банки.
Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик, и стручки различных растений. В современной жизни возможностей для звукотворчеста неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовления самодельных инструментов подойдёт всё, что угодно:
• Бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.);
• Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;
• Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки);
• Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;
• Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них, крупа, камешки, ракушки;
• Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.);
• Металлические банки разных размеров;
• Стеклянные бутылки и фужеры;
• Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчёски.
И многое другое, из чего можно извлечь звуки.

Для многих детей игра на самодельных и детских музыкальных инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир, развития музыкальной памяти, внимания, творческой инициативы, расширения сферы музыкальной деятельности.
Итак, игра на самодельных музыкальных инструментах, позволяет ребенку:
1. Знакомиться с историей возникновения музыкальных инструментов.
2. Развивать музыкальный слух и внимание, метроритмическое чувство.
3. Способствовать практическому усвоение музыкальных знаний.
4. Формировать качества способствующие самоутверждению личности: самостоятельности и свободы творческого мышления, ассоциативного воображения, индивидуальности восприятия.
5. Воспитывать потребность к музицированию.
6. Развивать способности детей в креативных отношениях на занятии.
7. Учить детей свободно импровизировать, делать экспромты в системе «педагог-ребенок».
8. Способствовать воспитанию лидерских качеств личности ребенка на основе самоорганизации и самоконтроля.

 


Литература

1. Журнал «Пралеска» за 2010-2013 годы.

 

свернуть

Как организовать летний отдых с ребенком

Лето - особенный период в жизни ребенка, широко открывающий дверь в мир природы, дающий малышу, при поддержке воспитывающих взрослых, уникальную возможность познания, новых открытий, созидания, общения.
Лето – известно нам как время отпусков, ждут и дети и взрослые.
Дошкольникам радостно отдыхать как на юге, где есть море и можно загорать, купаться, играть с водой, так и на даче или в деревне с родителями или бабушкой и дедушкой.
Как бы ребенок не проводил каникулы, он воспринимает это как -лучший способ отдохнуть. Дети обладают достаточной фантазией, чтобы найти себе занятие и не скучать. Выбирая для ребенка место для летнего отдыха, следует учитывать особенности его здоровья, нервной системы.

Отправляясь к южному морю, особенно на короткий период, родителям надо помнить, что такая поездка требует большой перестройки детского организма.
Детям с ослабленным здоровьем на юге лучше отдыхать и лечиться в специализированных санаториях, где они проходят акклиматизацию и лечение под наблюдением врачей. Пребывание в горах, особенно в местах, где растут сосны, благотворно влияет на сосудистую и нервную систему.

Ребенку раннего и дошкольного возраста лучше отдыхать в привычном климате –на природе в загородной местности, т.е. на даче. А там –солнышко ярче, трава зеленее, воздух чище, чем в городе. Малыш сможет порезвиться в саду, поесть свежих овощей, ягод, фруктов.
Ну, а если нет возможности вывезти ребенка из города, можно с пользой провести летние выходные дни. Можно пойти на речку, отправиться в луг за ягодами или совершить семейный поход в лес. Очень полезно для ребенка совершать недлительные прогулки в парк или сквер. При этом не забывать, что одежда ребенка и взрослых должна быть легкой, проветриваемой, косынка (панама) удобной, обувь по размеру.
По ходу прогулки наблюдайте за окружающим. Рассматривая деревья, кусты, обращайте внимание на стволы, ветви, листья. Тонкий ствол дерева (березы, клена, рябины) можно обхватить руками одному, толстый ствол дуба можно обхватить, если всей семьей взяться за руки. Вы получите приятные впечатления, организовав совместную подвижную игру «Раз, два, три –к дереву беги» (каждый раз ведущий называет дерево, которое следует быстро определить и добежать до него).
Под деревьями можно найти желуди, шишки, которые пригодятся для создания интересных поделок. Вместе с ребенком полюбуйтесь цветами, прислушайтесь к звукам, которые издают насекомые, наслаждайтесь пением птиц. Встретив на прогулке ручеек, остановитесь, послушайте, как журчит вода, спойте вместе с ребенком песенку воды. Бросьте в воду лист дерева, понаблюдайте за его движением по течению. Объясните ребенку, что растения очищают воздух.
Дома предложите ребенку зарисовать свои впечатления от прогулки.
Из собранных природных материалов смастерите поделки

Гуляя с ребенком, напоминайте им правила поведения в природе и сами неукоснительно выполняйте их.
- не разбрасывайте фантики, бутылки и другой мусор;
- не рвите и не разрешайте детям бесцельно рвать цветы, лекарственные и другие растения, ломать ветки деревьев;
- не ловите и не позволяйте детям ловить и убивать бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей, пчел и других насекомых;
- ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки;
-не позволяйте детям разорять муравейники и птичьи гнезда.
Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. А родители обязаны помнить, что солнце хорошо, но в меру!
Самая большая опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна. Прекрасное закаливающее средство – купание. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. В воде вместе с ренком обязательно должен находиться взрослый!!!

 

свернуть

ВО ЧТО ИГРАТЬ С РЕБЁНКОМ ЛЕТОМ

Лето дает больше возможностей для совместных занятий, что способствует установлению дружеских доверительных отношений с родителями. Сделайте так, чтобы лето запомнилось и вам и ребенку. Найдите время, чтобы вместе:

- запустить воздушного змея,

- половить бабочек сачком,

- поудить рыбу,

- взять напрокат лодку или катамаран,

- изготовить замок или дамбу из песка,

- сделать ветряные вертушки,

- построить шалаш,

- устроить перестрелку из водяных пистолетов (или бутылок с дыркой в крышке) и другие игры с водой,

- встретить рассвет.

Поиграйте с детьми:

«Назови деревья» Ребенок называет деревья, растущие во дворе (городе, лесу, парке, деревне). Совместно со взрослым рассматривают ствол, листья, определяют их цвет, форму, размер.

«Какая трава?» Обратить внимание ребенка на траву, на ее свойства и признаки. Дать ребенку возможность пощупать ее, сравнить между собой.

«Аромат» Предложить ребенку понюхать различные растения: цветы, траву, листья деревьев, кору. Это развивает чувство обоняния, а если ребенок будет подбирать к каждому аромату прилагательные, то расширится и активный словарь.

«Построй фигуру» Загорая на пляже или играя в песочнице, предложите ребенку построить замки: высокий, ниже и низкий. Прорисовать окошки определенного количества(формы). Пусть ваш малыш назовет все фигуры, пересчитает окна, двери. Сделает крышу заданной формы и т.д. Это способствует математическому развитию и навыку счета.

«Опыты с песком» Интересно для детей провести элементарные опыты с песком. Экспериментируйте, добавляя разное количество воды и главное описывайте весь процесс словами, используйте прилагательные и глаголы в зависимости от консистенции песка (сырой, мокрый, жидкий, сухой, лепится, рассыпается и т.д.)

«Наоборот» Ребенок в ответ на предложенное вами слово, должен предложить свое, противоположное по смыслу. Например, утро – ночь, солнце – луна, твёрдый – мягкий и т.д.

«Четвертый лишний» Взрослый называет 4 предмета, три из которых связаны каким-либо признаком, а четвертый из другой категории, ребенок должен выделить лишний предмет и аргументировать свой ответ. Например, снег, дождь, сапоги, град; дерево, цветок, кустарник, камень и т.п.

«Съедобное – несъедобное» При броске мяча, ребенок его ловит, если прозвучало только съедобное.

«Жук и бабочка» Рассмотрите насекомых и найдите отличия: бабочка белая, желтая, крылышки тонкие; жук меньше бабочки, крылья жесткие; бабочка летает, жук ползает, летает, жужжит и т.д… Аналогичным способом можно сравнить другие объекты природы.

 

Лето для детей таит в себе богатые возможности, о которых можно только мечтать в иное время года. Летом родители должны не просто гулять с ребенком, а сочетать игры и прогулки с ненавязчивым обучением. Ведь лето – это пора отдыха, увлечений и приключений!

свернуть

Артикуляционные упражнения -летом

Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры. В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение!

Вот несколько советов , которыми Вы можете воспользоваться:

Не забывайте выполнять артикуляционные упражнения.

«Улыбка», «Заборчик», «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Часики», «Качели», «Чистим зубки» и др.

Продолжайте развивать мелкую и общую моторику:

Учите детей шнуровать обувь, завязывать шнурки.
Собирайте, перебирайте ягоды, камешки, пуговицы, бусины и т.д.
Выкладывайте рисунки из камней, шишек, спичек, крупы);
Играйте с глиной, мокрым песком;
Играйте с мячами и мячиками (бросайте, ловите, попадайте в цель)
Учите детей кататься на самокате, велосипеде, роликах.
Рисуйте на асфальте цветными мелками.
Обратите внимание на силу и длительность выдоха ребенка.

Пускайте мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь);
Старайтесь надувать надувные игрушки, круги, мячи;
Учитесь плавать, выдыхая в воду, нырять;
Дуйте на детские флюгера.
Обдувайте одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
Надувайте воздушные шарики;
Играйте на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках;
Лето — время отдыха, но не стоит забывать и о книгах. Прочитайте ребенку вслух рассказ и пусть он не только перескажет его, а и скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается рассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет богаче.

Во время прогулок, поездок вы также можете контролировать произношение «трудного» звука у ребёнка в спонтанной речи, попросив рассказать о чём-то, описать предмет. Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск — не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче. Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.

Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата:

Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);

Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);

Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;

Полоскать рот;

Жевать боковыми зубами;

Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);

Лизать эскимо.

Когда на улице плохая или дождливая погода Вы можете:

Лепить из пластилина, пластика, теста
Играть с пальчиками
Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
Перебирать крупы;
Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
Складывать простое оригами, делайте аппликации.
Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
Плести из бисера, бусин, резиночек...
Читать книги
Что лучше всего исключить

Просмотр боевиков, «ужастиков», «западных» мультфильмов с насилием и жестокостью.
Покупку игрушек, раскрасок, картинок с изображением агрессивных героев и монстров.
Такие фильмы, как правило, не несут в себе никакого обучающего момента. Зато провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения. Дети могут переносить увиденное в свои игры. Вряд ли это сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей.

свернуть

3D -КИНОТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ"

Наблюдаем за живой и неживой природой

У каждого времени года есть свое неповторимое очарование. Отправляйтесь на прогулку в любой день. Самое главное – будьте вместе со своим малышом! Наблюдайте, разговаривайте, творите, ваши летние прогулки будут интересными и полезными.

Наблюдение – это неисчерпаемый колодец эстетических впечатлений, которое благоприятно влияет на эмоциональное состояние малыша. Самое главное, что наблюдения должны проводиться систематически, это необходимо для того чтобы приучить детей к внимательности, развитию наблюдения, а также интеллектуального воспитания.

Наблюдения за неживой природой летом


1. Сезонные и погодные явления

Солнце светит ярко. Дожди редкие, тёплые, иногда – ливневые, с молнией, громом и градом. Во время наблюдений за дождём детей подводят к пониманию причин разного характера осадков зимой и летом, их зависимости от температуры воздуха. Интересно наблюдать утреннюю и вечернюю росу, туман, объяснять причину их образования. В начале лета бывает прохладно, погода часто меняется. С середины июня становится жарко. Показывать и уточнять: погожий денек, летний дождь. Связывать сезонные условия с облегченной одеждой детей. Прослушивание стихов способствует красочному восприятию и подводит детей к понятию — лето красное. Показать яркое сезонное явление — радугу. Старшие дети учатся по отдельным признакам определять состояние погоды. Середина лета наступает в июле, с момента цветения липы. Июль – самый жаркий месяц года, часто бываю ливни, грозы. В водоёме тёплая вода, можно купаться. В августе происходит спад лета. Дни стоят тёплые, но солнце уже не печёт так сильно, как в июле. Заканчиваются грозы, появляются прохладные ветры, туманы. Вода в водоёмах остывает. Для того чтобы показать детям, что летом бывает самый длинный день, продолжают наблюдения за временем восхода и захода солнца, которые проводятся в разные сезоны. На прогулках наблюдают за высотой стояния солнца. В подготовительной группе, определяя высоту солнца, можно понаблюдать за тенью от предметов, от самих детей утром, когда солнце ещё не взошло высоко, и днём, когда солнце почти над головой, измерить длину тени. Для наблюдений необходимо выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю палку и наблюдать за тенью, которую отбрасывает вертикально стоящая палка, освещённая солнцем. Дети замечают, что чем выше поднимается солнце, тем короче тень от палки. На основе знакомства с народными приметами дети учатся подмечать изменения в природе, прогнозировать состояния погоды.
2. Вода, песок, глина, камешки, ракушки

Даются детям под контролем взрослого. Представления о свойствах этих природных материалов уточняются, углубляются и закрепляются в процессе организованных наблюдений и самостоятельной деятельности детей. Самыми актуальными и любимыми играми в летний период являются игры с водой и песком.

Наблюдения за живой природой летом

1. Наблюдения за растениями летом

Прогуливаясь с детьми по парку, скверу обратите внимание на деревья. На деревьях и кустарниках – пышная и зелёная листва. Дети рассматривают листья различных деревьев, отмечают, что они разные по форме, размеру; различают и называют кусты и деревья. Луговые цветы: одуванчик, зверобой, тысячелистник, клевер, ромашка, пижма, колокольчик. Садовые: пион, флокс, гладиолус, настурция, роза, астра, георгин. Люди заготавливают сено, собирают урожай овощей, фруктов и ягод. Наблюдения проводятся с целью обогащения представлений детей о растениях. Формируется умение обращать внимание на красоту природы, умение видеть красивое, восхищаться им. Дети учатся беречь растения, не мять, не рвать их без надобности.
2. Наблюдения за животными летом

Продолжать работу по ознакомлению с животными. Закреплять представления, полученные детьми весной. Животные заботятся о детёнышах, учат добывать пищу, прятаться от врагов. Дети должны знать, как ведут себя животные, как называют их маму и папу. Младшие имитируют движения и голосовые реакции животных, старшие перечисляют. Воспитанникам следует объяснить, откуда берутся бездомные животные, чем они опасны.

3. Наблюдения за птицами летом

Летом дети продолжают наблюдать птиц. Обращают внимание на то, как быстро летают птицы, отлавливая насекомых, отмечают как часто прилетают они к гнезду с кормом для птенцов. Воспитатель рассказывает о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения. Обследуя деревья, дети встретятся со следами разрушительной работы жуков-короедов и дровосеков. Ребята сами сделают вывод: «Если не будет птиц, то лес погибнет». Надо предупредить дошкольников, что гнёзда птиц трогать нельзя, иначе они перестанут жить в них. В июле воспитатель обращает внимание детей на то, как постепенно стихает пение птиц.

4. Наблюдения за насекомыми

Появляется много насекомых: бабочка, кузнечик, пчела, муравей, муха, жук, комар, стрекоза. Бабочка, мотылек, любоваться ими всем вместе, рассматривать строение их тел с помощью лупы. Предложить детям послушать стрекотание кузнечика, понаблюдать, как скачет и прячется в траве. Вызвать у детей доброе отношение к этому безобидному существу. Божья коровка, жук. При наблюдении использовать лупу. Рассматривать ножки-паутинки, трещинку на спинке, крылышки. Формировать желание любоваться и оберегать живые существа, не причинять им вред. Летом детям и взрослым досаждают неприятные «соседи» - мухи, осы. Однако в природе нет ничего лишнего. Объясните детям, что мухи уничтожают гниющие растительные и животные останки, являясь санитарами. Осы приносят пользу, поедая вредных насекомых, в том числе и комнатных мух. Необходимо формировать у детей бережное отношение к насекомым.

 

свернуть

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

 

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.

Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.

"Подводная лодка" №1.

Подводная лодка из винограда

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

"Подводная лодка" №2.

Подводная лодка из яйца

Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0, 5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды?

Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.

Цветы лотоса

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Естественная лупа

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем. Не забудьте выпустить насекомое.

Водяной подсвечник

Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.

Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.

Как добыть воду для питья?

Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг нее положите свежей зеленой травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой пленкой и засыпьте ее края землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положите камешек и слегка придавите пленку над пустой емкостью. Приспособление для сбора воды готово.

Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с пленки , чтобы она не попала в контейнер (миску, и посмотрите: в миске находится чистая вода.

Откуда же она взялась? Объясните ребенку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Теплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу емкость; помните, вы ведь слегка продавили пленку и положили туда камень.

Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далекие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.

Чудесные спички

Вам понадобится 5 спичек.

Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.

Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Умывальников начальник.

Сделать умывальник - это просто

Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая возможность. И целый день водить ребенка домой умываться довольно хлопотно , к тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто. Сделайте вместе с ребенком простой умывальник.

Для этого вам нужно взять пластиковую бутылку, на ее боковой поверхности примерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздем отверстие. Работа закончена, умывальник готов. Заткните сделанное отверстие пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку. Слегка отвинчивая ее, вы получите струйку воды, завинчивая - вы "закроете кран "своего умывальника.

Делаем облако

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2, 5 см.) . Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Рукам своим не верю

Приготовьте три миски с водой: одну - с холодной, другую - с комнатной, третью - с горячей. Попросите ребенка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую - с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?

Всасывание воды

Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.

Своды и тоннели

Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в нее карандаш. Затем осторожно засыпьте трубочку с карандашом песком так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш - и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

Всем поровну

Возьмите обычную вешалку-плечики , два одинаковых контейнера (это могут быть также большие или средние одноразовые стаканчики и даже алюминиевые банки из-под напитков, правда, у банок надо обрезать верхнюю часть). В верхней части емкости сбоку, напротив друг друга, сделайте два отверстия, вставьте в них любую веревку и прикрепите к вешалке, которую повесьте, например, на спинку стула. Уравновесьте контейнеры. А теперь в такие импровизированные весы насыпьте или ягоды, или конфеты, или печенье, и тогда дети не будут спорить, кому досталось вкусностей больше.

"Паинька и ванька-встанька".

Послушное и непослушное яйцо

Сначала попробуйте поставить целое сырое яйцо на тупой или острый конец. Потом приступайте к эксперименту.

Проткните в концах яйца две дырочки величиной со спичечную головку и выдуйте содержимое. Внутренность тщательно промойте. Дайте скорлупе хорошо просохнуть изнутри в течение одного-двух дней. После этого залепите дырочку гипсом, клеем с мелом или с белилами так, чтобы она стала незаметной.

Насыпьте в скорлупу чистого и сухого песка примерно на одну четверть. Залепите вторую дырочку тем же способом, как и первую. Послушное яйцо готово. Теперь для того, чтобы поставить его в любое положение, достаточно слегка встряхнуть яйцо, держа его в том положении, которое оно должно будет занять. Песчинки переместятся, и поставленное яйцо будет сохранять равновесие.

Чтобы сделать "ваньку-встаньку" (неваляшку, нужно вместо песка набросать в яйцо 30-40 штук самых мелких дробинок и кусочки стеарина от свечи. Потом поставить яйцо на один конец и подогреть. Стеарин растопится, а когда застынет, слепит дробинки между собой и приклеит их к скорлупе. Замаскируйте дырочки в скорлупе.

Неваляшку невозможно будет уложить. Послушное же яйцо будет стоять и на столе, и на краю стакана, и на ручке ножа.

Если ваш ребенок захочет, пусть разрисует оба яйца или приклеит им смешные рожицы.

"Стой, руки вверх! "

Возьмите небольшую пластмассовую баночку из-под лекарства, витаминов и т. п. Налейте в нее немного воды, положите любую шипучую таблетку и закройте ее крышкой (незавинчивающейся) .

Поставьте ее на стол, перевернув "вверх ногами", и ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет бутылочку, раздастся "грохот "и бутылочку подбросит вверх.

"Волшебные зеркала" или 1? 3? 5?

Поставьте два зеркала под углом больше чем 90°. В угол положите одно яблоко.

Вот тут и начинается, но только начинается, настоящее чудо. Яблок стало три. А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начинает увеличиваться.

Другими словами, чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.

Спросите у своего ребенка, можно ли из одного яблока сделать 3, 5, 7, не используя режущие предметы. Что он вам ответит? А теперь поставьте вышеописанный опыт.

Как оттереть зеленую от травы коленку?

Возьмите свежие листья любого зеленого растения, положите их обязательно в тонкостенный стакан и залейте небольшим количеством водки. Поставьте стакан в кастрюлю с горячей водой (на водяную баню, но не прямо на дно, а на какой-нибудь деревянный кружок. Когда вода в кастрюльке остынет, пинцетом достаньте из стакана листики. Они обесцветятся, а водка станет изумрудно-зеленой, так как из листьев выделился хлорофилл, зеленый краситель растений. Он помогает растениям "питаться "солнечной энергией.

Этот опыт будет полезен в жизни. Например, если ребенок нечаянно запачкал колени или руки травой, то оттереть их можно спиртом или одеколоном.

Куда делся запах?

Возьмите кукурузные палочки, положите их в банку, в которую заранее был капнут одеколон, и закройте ее плотной крышкой. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек. Такое поглощение цвета или запаха называют адсорбцией.

Секретное письмо

Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

Потомки Шерлока Холмса, или По следам Шерлока Холмса

Смешайте сажу из печки с тальком. Пусть ребенок подышит на какой-нибудь палец и прижмет его к листу белой бумаги. Присыпьте это место приготовленной черной смесью. Потрясите лист бумаги, чтобы смесь хорошо покрыла тот участок, к которому был приложен палец. Остатки порошка ссыпьте обратно в баночку. На листе останется явный отпечаток пальца.

Объясняется это тем, что у нас на коже обязательно есть немного жира из подкожных желез. Все, до чего мы дотрагиваемся, оставляет незаметный след. А сделанная нами смесь хорошо прилипает к жиру. Благодаря черной саже она делает отпечаток видимым.

Вдвоем веселее

Вырезать из плотного картона круг, обведя ободок чайной чашки. На одной стороне в левой половинке круга нарисуйте фигурку мальчика, а на другой стороне - фигурку девочки, которая должна быть расположена по отношению к мальчику вверх ногами. Слева и справа картонки сделайте небольшое отверстие, вставьте резинки петлями.

А теперь растяните резинки в разные стороны. Картонный круг будет быстро крутиться, картинки с разных сторон совместятся, и вы увидите две фигурки, стоящие рядом.

Тайный похититель варенья. А может, это Карлсон?

Измельчите карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрет готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги - на нем будет виден отпечаток узора пальца вашего малыша. Теперь-то мы узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это прилетал Карлосон?

Необычное рисование

Дайте ребенку кусочек чистой светлой однотонной ткани (белой, голубой, розовой, светло-зеленой) .

Нарвите лепестков от разных цветов: желтых, оранжевых, красных, синих, голубых, а также зеленых листьев разного оттенка. Только помните, что некоторые растения ядовиты, например аконит.

Набросайте эту смесь на ткань, положенную на разделочную доску. Вы можете как непроизвольно насыпать лепестки и листья, так и выстраивать задуманную композицию. Накройте ее полиэтиленовой пленкой, закрепите по бокам кнопками и раскатайте все это скалкой либо постучите по ткани молотком. Стряхните использованные "краски", натяните ткань на тонкую фанерку и вставьте в рамку. Шедевр юного дарования готов!

свернуть

Лето в городе: чем занять ребенка?

Наступило лето, а вместе с ним и мучительный для родителей вопрос: чем занять ребенка, если нет возможности уехать на дачу или к бабушке в деревню?
В рекомендациях по летнему городскому отдыху всегда часто можно увидеть одно и то же: посещайте музеи, парки и зоопарки. Но такой культурной программой невозможно заполнить все свободные дни. Существует не так много музеев, которые способны надолго увлечь детей всех возрастов. А парки довольно быстро надоедают, если в них нет новых развлечений.

Однако каникулы в городе можно сделать интересными и увлекательными, если искать вдохновение в новых направлениях. Забудьте о том, что летом пыльно и душно, и подумайте, какие возможности открываются перед вами и ребенком.

Покорение новых спортивных вершин

Лето — идеальная пора для того, чтобы начать учиться новому. Малыш получит свежие навыки и впечатления, а заодно укрепит свое здоровье, если вы выберете новый для него спорт и начнете осваивать его вместе. Ребенок ни разу в жизни не учился кататься на роликовых коньках? Самое время это сделать! Устройте семейную вылазку в парк и превратите ее в спортивный праздник. Разумеется, одним днем учеба не обойдется. Зато у вас впереди еще много дней для закрепляющих тренировок. Так вы решите проблему свободного времени и неактивного образа жизни.

Отдых у воды

Даже если вы все лето вынужденно проводите в городе, малыша совсем необязательно лишать приятных ассоциаций каникул с плеском волн. Вместо надоевшего парка старайтесь проводить выходные у небольших водоемов, которые есть хотя бы в пригородах. Там можно не только плавать, но и загорать, устраивать все те же пикники, играть в пляжный волейбол или бадминтон.
Разовой альтернативой посиделкам на берегу может стать прогулка на теплоходе, а также поход в городской открытый бассейн — благо, число таких мест тоже повсеместно увеличивается с каждым годом.

Фотоотчет

Как сделать момент незабываемым? Конечно, запечатлеть его на фотографии. Подайте ребенку идею повсюду брать с собой фотоаппарат (мобильный телефон с камерой) и фотографировать интересные события в течение дня, а результат вклеивать в «летний дневник». Если ребенок совсем мал, фотографируйте за него, но потом составляйте бумажный дневник вместе.

Представления под открытым небом

Выбирая, куда бы сводить ребенка, обратите внимание на представления под открытым небом. Ведь наслаждаться ими в полной мере можно только летом. Это могут быть различные концерты, уроки танцев или йоги в парке и даже театральные выступления! В хорошую погоду они проходят часто, и у вас не будет недостатка в выборе. Ребенку станет интересно уже хотя бы потому, что это относительно новое для него развлечение, где есть и дети и взрослые. В конце концов, такое времяпрепровождение просто расширяет кругозор и пополняет копилку летних впечатлений.

Звездная ночь

Конечно, малыши должны ложиться спать не поздно. Но иногда можно сделать исключение ради звездного неба. Хорошо, если у вас рядом с домом есть парк или поляна, на которую удобно прийти вечером с пледом и как следует рассмотреть все созвездия (только предварительно подготовьтесь сами!). Идеальное время — август, когда раньше темнеет и часто падают звезды. Такое развлечение не займет все лето, но сделает его для ребенка ярче и познавательнее

свернуть

Интересные игры на улице для детей летом

Активные игры для детей на улице – неотъемлемая часть интересного досуга на летних каникулах. Это не только весело, но и полезно. В сегодняшней статье рассмотрим наиболее интересные игры, в которые можно поиграть за пределами дома в теплую погоду.

Игры для детей на улице

 

12 палочек

Это очень интересная и при этом подвижная игра, которая является разновидностью всем хорошо известных пряток. Для ее проведения вам понадобится дощечка и какие-нибудь палочки в количестве двенадцати штук. Но важно, чтобы они отличались от веток, которые валяются на улице. Как вариант, можно использовать палочки от настольной игры «Дженга».

Итак, дощечку кладут на какой-нибудь камень таким образом, чтобы один из ее краев оказался приподнятым – также, как у качели. На сторону, которая лежит на земле, выкладываются палочки. Далее дети решают, кто из них будет прятаться, а кто искать. Потом кто-то из детей топает ногой по приподнятому краю доски, и тем самым создает «фейерверк» из палочек. Сразу после этого дети разбегаются в разные стороны, а водящий начинает собирать разлетевшиеся во все стороны палочки и укладывать их обратно на доску. Как только «вода» закончит с этим, он получает право отправиться на поиски прячущихся товарищей. Если он нашел кого-то, то он тут же (как тот, кого нашли) со всех ног начинает бежать к дощечке. Как будет развиваться игра в дальнейшем, зависит от того, кто первый прибежит. Если это водящий, то найденный товарищ становится «водой», и игра начинается заново. А если первым к месту назначения добрался тот, кого нашли, тогда водящий продолжает поиски других участников игры.

Очевидно, что такая игра на улице летом будет увлекательной как для детей 5-6 лет, так и для ребят чуть постарше.

Резиночки

Для проведения такой игры детям понадобится длинная резинка, которую можно хорошо натянуть и связать ее края. Идеальное количество участников для такого развлечения – три или четыре человека.


Итак, двое игроков держат резинку, а третий – прыгает через нее. Если детей четверо, тогда двое держат и двое, соответственно, прыгают.
Игра имеет несколько уровней сложности. Самый простой – это когда резинка натянута на уровне щиколоток. Второй – в области коленей. Третий – в области ягодиц. Четвертый – на талии. И самый сложный – резинка в районе подмышек.

Игры на улице для детей летом: подвижные, интересные

Сначала игрокам необходимо по очереди перепрыгнуть обе резинки двумя прыжками. Если испытание успешно пройдено игроками, тогда им предлагается прыгать, располагаясь спиной к препятствию. Также можно прыгать крест-накрест – все зависит от самих игроков, и от того, какие правила они устанавливают.

Если ребенок во время прыжка зацепил резинку или не смог через нее перепрыгнуть, тогда он меняется с одним из тех, кто держит натянутую резинку.

Классики

Складывается впечатление, что эта замечательная игра для детей, которую можно проводить на улице летом на асфальте, живет вечно. Современные детки, также как и их родители в свое время, довольно часто играют в нее.

Напомним, в чем ее суть. В первую очередь, для тех, кто не знает, что такое «Классики». На асфальте при помощи мелков дети рисуют клеточки большого размера – с цифрами от 1 до 10. Сначала 1, выше 2 и 3, затем 4, потом 5 и 6, и далее по такому же принципу. Затем необходимо «пропрыгать» весь нарисованный путь. Там, где нарисована одна клетка, игрок приземляется на одну ногу, а там, где две клетки – на две ноги.


К слову, игра имеет множество разновидностей, и правила в них могут слегка отличаться. Например, есть вариант игры «Классики» с использованием камешка, который нужно бросать и попадать в определенные клеточки, а уже потом прыгать.

Вышибалы

Проведение этой активной игры не требует наличия большого количества инвентаря. Все что нужно – это мяч, желающие играть и хорошее настроение.

Два игрока становятся друг напротив друга на расстоянии 3-4 метра. Остальные ребята располагаются в центре – между ними. Стоящие по краям игроки перекидывают мяч друг другу, стараясь при этом попасть в кого-то из тех, кто занимает позицию в центре. Игрок, который был задет мячом, выбывает из игры. Игровой процесс продолжается до тех пор, пока в центре не останется всего один человек. А затем наступает финальный раунд. Единственный оставшийся ребенок должен суметь увернуться от мяча количество раз, равное его возрасту. Если ему это удалось, значит, он выходит из игры победителем. Если нет, тогда побеждает пара ребят, играющая роль вышибал.

Есть и другая интерпретация игры. Задача всех игроков – диаметрально противоположная. Крайние игроки должны доставлять мяч друг другу таким образом, чтобы никто из стоящих в центре игроков не смог его забрать. Ребята, находящиеся посередине, соответственно, должны делать все, чтобы перехватить снаряд.

Кошки


Эта игра не требует от игроков высокой двигательной активности, однако также очень интересна. Особенно для детей 10-12 лет.

Игроки присаживаются на скамью. Водящий располагается непосредственно перед ними, и еще один игрок становится спиной к другим ребятам, то есть, он никого не видит. Далее «вода» должен указать на кого-то из ребят и задать игроку вопрос: «Кис?». В случае, если игрок произносит слово «Брысь», тогда водящий указывает уже на другого человека на лавочке и повторяет свой вопрос. Если игрок решает ответить «Мяу», это будет значить, что ему найдена пара.

Он все еще стоит спиной ко всем и не видит, кто стал его парой. Теперь ему предстоит выбрать цвет. В зависимости от выбранного цвета, игроку предстоит выполнить какое-то задание в паре с тем человеком, которому он сказал «Мяу». Например, это может быть:

•обнять игрока, который составил пару;

•поцеловать его в щеку;

•ответить на три вопроса этого игрока «Да»;

•задать три интересных вопроса игроку;

•пройтись под ручку с «избранником» в течение 5 минут, и так далее.

Задания водящий может придумать заранее и записать их на листке бумаги, чтобы потом у игроков не возникло лишних вопросов.

Иногда получается ну очень весело!

Съедобное или несъедобное

Это тоже очень интересная игра, которую можно проводить как с большим количеством ребят, так и с малым. В нее можно играть даже вдвоем, однако интереснее, когда детей много, и все они по очереди кидают друг другу мяч.


В этом, собственно, и заключается игровой процесс. Только во время броска мяча ребенок должен сказать какое-то слово. Если это что-то съедобное, то мяч нужно поймать, а если нет – не ловить, или отбить его в сторону.

Учитывая то, насколько большой и необычной фантазией обладают современные дети, игра всегда получается очень смешной. Тем более что каждый человек вправе сам решать, кому из игроков он будет кидать мяч. Это добавляет эффект неожиданности для каждого из участников действа.

Поймай мышку

Эту задорную игру для детей можно проводить на улице летом, даже если детей во дворе мало. Суть ее заключается в следующем.

Для начала необходимо определиться с количеством игроков (трех человек уже может быть достаточно, но интереснее, конечно, когда участников чуть больше). Ребята выбирают, кто из них будет кошкой. Остальные автоматически становятся мышками. Вокруг кошки рисуют круг диаметром в 3-4 метра. Эти цифры могут быть как большими, так и меньшими – в зависимости от количества участников. Затем каждому из игроков мелком рисуют небольшой островок в пределах большого круга – пока мышка находится на нем, кошка не может его достать. В какой-то момент игрок, исполняющий обязанности кошки, произносит: «Мышка-мышка, выходи». В этот момент все игроки должны перестроиться, то есть, поменяться островками. Делать это можно в любом порядке, то есть, не обязательно меняться местами с соседом. Кошка при этом бегает в пределах круга и пытается схватить мышку. Если кошке удалось поймать мышку, тогда они меняются местами. То есть, теперь пойманная мышка превращается в кошку.

Прелесть этой игры заключается в том, что она веселая и добрая, поэтому подойдет даже для малышей в возрасте 2-3 года, гуляющих летом на улице со своими родителями. Разумеется, детям постарше тоже будет интересно поиграть в такие догонялки.

Рыбак

Это замечательная спортивная игра, которую лучше всего проводить на свежем воздухе. Правила у нее очень просты, а в качестве инвентаря понадобится только скакалка.

Итак, перед началом игры дети определяют, кто из них будет рыбаком. Этот ребенок становится в центр, а вокруг него другие дети – «рыбки», образуют кольцо. Располагаться следует на чуть меньшем расстоянии к рыбаку, чем составляет длина скакалки.

Далее рыбак проговаривает: «Ловись рыбка большая и маленькая», после чего присаживается на корточки и начинает крутить скакалку по кругу вокруг себя. Рыбки должны перепрыгивать через приближающуюся скакалку, иначе будут пойманы рыбаком. Если скакалка задела чью-то ногу, этот ребенок временно выбывает из игры. Побеждает самый стойкий и прыгучий – тот, кто остался последним и не попался на удочку. Он же становится рыбаком на следующий раунд.

Беги от мяча

Отличная и очень веселая активная игра, в которую на свежем воздухе могут играть детки любого возраста. Для ее проведения потребуется нетяжелый мячик. Вот в чем ее суть. Дети выбирают водящего, остальные стоят рядом с ним. «Вода» в какой-то момент бросает мяч вверх как можно выше, и пока снаряд находится в воздухе, участники игры разбегаются в разные стороны. Как только мяч приземлился на землю или водящий его поймал, он сразу же кричит: «Стоп!». Все дети должны остановиться на своих местах и повернуться лицом к ведущему. Далее ребенок с мячом выбирает, в кого он будет бросать снаряд. Отходить в сторону или пытаться увернуться от мяча – нельзя. Если он попал по своему товарищу, значит, тот становится «водой». Если нет – игра начинается заново.

     Активные игры на улице для маленьких сорванцов очень важны и полезны. Ведь кроме общения со сверстниками, ребенок дышит свежим воздухом и развивается физически. 

свернуть

Летний период оздоровления детей – большая ответственность взрослых

Непринужденная атмосфера сезона отпусков порой расслабляет родителей настолько, что они забывают о значении лета для детей. Они жаждут путешествий, отдыха за городом и на море, где могут развлечься и проявить себя. Поэтому возможностями летнего периода следует распорядиться с наибольшей пользой для всей семьи, для ребенка.

Надо быть готовыми к проблемам акклиматизации детей при значительной удаленности курортов от мест проживания. Большую опасность для ребят из северных регионов таят в себе прямые солнечные лучи – вызывают ожоги, перегрев организма. Другая питьевая вода, новые продукты питания могут привести к заболеваниям, испортить отдых.

Только продумав все до мелочей, подготовившись встретить трудности «во всеоружии», можно рассчитывать на удачный летний сезон. Перечисленные в статье советы и рекомендации охватывают самые главные аспекты оздоровительного периода. Ничего сложного в каждом из пунктов нет, все они вытекают из сегодняшних реалий и призваны облегчить задачи родителей.


Летнее оздоровление

Планировать период каникул и отпусков на лето нужно заранее, учитывая потребности ребенка и возможности родителей. Первое, чего непременно требуется избежать – это просиживания целыми днями у телевизора или компьютера. Оздоровления ожидать не придется, наоборот, организм ребенка при этом ослабляется.

Следует приложить все усилия, чтобы как можно больше времени ребенок проводил вдали от пыльного и загазованного города. Морские курорты, детские лагеря на природе, бабушки в деревне – любое место в десятки раз лучше, чем в квартире или в детском саду.

Оздоровление летом основано на нескольких принципах, которые в совокупности дают потрясающие результаты, а доступны в комплексе только в этот период.

Летний комплекс здоровья:

режим;
витамины;
солнце;
вода;
воздух;
одежда.
Если все составляющие правильно и активно использовать, можно уверенно ввести окрепшего малыша в осень, не переживая о простудах.


Витамины
Фруктов, ягод, овощей в летний период всегда достаточно. Настоящих, полных витаминов и целебных соков, особенно если со своего огорода. Даже самый капризный в еде ребенок с удовольствием ест некоторые из ярких и вкусных плодов. Пусть они постоянно будут доступны для него, вместо конфет, чипсов или других, мягко говоря, неполезных для здоровья продуктов.

Сладкие газированные напитки нужно заменить свежими соками или компотами. Можно приготовить разноцветные желе с ягодами и фруктами, чтобы в веселой форме преподнести ребенку яркую и вкусную, а, главное, полезную пищу.

Привычные бутерброды в летний период можно виртуозно украсить ломтиками помидоров, огурцов, листочками капусты, салата и зеленью укропа, предварительно убрав оттуда колбасу. Детям понравятся такие витаминные перекусы.

Чтобы не омрачить радость кишечным расстройством, следует хорошо мыть все дары сада и огорода перед едой, это же касается и детских рук.


Вода
Летнее оздоровление детей будет наиболее эффективным вблизи водоема. Море, река, озеро, на худой конец, надувной бассейн во дворе. Нужно следить за температурой воды и временем пребывания в ней ребенка. Для начала достаточно нескольких минут, чтобы не переохладиться и не заболеть. Но со временем дети могут часами играть у воды, периодически забегая в нее и выходя на берег.

Очень полезно малышу ходить босыми ножками по утренней росе. Такая закалка имеет многостороннее воздействие. Укрепляется иммунитет, происходит мгновенная реакция сосудов ступней и носоглотки, ребенок получает массаж биологически активных точек, отвечающих за внутренние органы.

Период каникул в детском саду также должен отличаться. Следует узнать у воспитателей о запланированных программах, входящих в летнее оздоровление. Во многих дошкольных заведениях практикуют мытье ножек перед тихим часом, ополаскивание душем и даже использование своеобразных «тропинок здоровья».

Тропинка представляет собой небольшой участок, на котором имеются мелкие водоемы, песчаные и травяные полянки, и другие препятствия, что дети проходят босиком. Азарт и удовольствие малышей от такой игры приносит еще и огромную пользу здоровью.


Воздух
Если солнце и воду стоит ограничивать, то воздух никогда не бывает лишним. Чистый, свежий, не городской, с сигаретным дымом и выхлопами машин. Можно перенести на улицу все приемы пищи, необходимые занятия с ребенком, дневной сон.

Если нет возможности выехать загород, следует практиковать как минимум поездки в выходные в лес, прогулки в ботаническом саду или парковой зоне.

В детском саду на летний период уменьшается количество застольных занятий, а увеличивается время пребывания на свежем воздухе. Активные игры с мячами, скакалками, походы в зоопарк – ребенку это всегда нравится.


Одежда
Нет смысла кутать ребенка при первом же дуновении ветерка. В жаркий летний период одежды должно быть как можно меньше. Рекомендуется надевать на малыша только один слой одежды. Кожа имеет способность приспосабливаться к температуре воздуха, а также защищать организм от незначительных ее перепадов. Это и есть принцип закаливания. Организм должен научиться сопротивляться, чтобы защититься от вирусов и инфекций.

Оздоровление детей летом проводить несложно, нужно лишь помнить о постоянном присмотре и индивидуальных особенностях организма.

 

свернуть

"О летнем отдыхе детей»




Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для
отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы
родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем.
Вместе с тем возникает немало вопросов, как это лучше сделать. И здесь, как
нам кажется, в известной мере вам могут пригодиться наши советы.
Солнце хорошо, но в меру.
Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. Это
касается и самых маленьких – грудных детей. Однако если более старшим
дошкольникам разрешается понемногу загорать, то малышам прямые
солнечные лучи могут причинить вред. Самая большая опасность – перегрев
организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребёнок
обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна.
До трёх лет световоздушные ванны можно проводить под навесом или в
тени деревьев. При этом нужно соблюдать принцип постепенного обнажения
тела ребёнка. Сначала от одежды освобождаются руки и ноги, а затем
остальные части тела. Уже с 1,5 летнего возраста световоздушные ванны
ребёнок может принимать в одних трусиках. Продолжительность первой
такой ванны – 5 минут, затем время постепенно увеличивается до 30-40
минут. Световоздушные ванны особенно рекомендованы детям с
ослабленным организмом. Лучшее время проведения – с 9 до 12 часов, на
юге – с 8 до 10 часов. Каждую световоздушную ванну лучше всего
заканчивать водной процедурой.
Дети дошкольного возраста после недельного курса световоздушных
ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок может
лёжа, а ещё лучше во время игр и движении.
Солнечные ванны в сочетании со световоздушными ваннами, а также
водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети
становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята,
которые мало загорали.
Осторожно: тепловой и солнечный удар!
Специалисты не делают больших различий между этими состояниями. И
это понятно. В основе как теплового, так и солнечного удара лежит
перегревание организма. Причиной теплового удара является затруднение
теплоотдачи с поверхности тела. Часто это связано с длительным
пребыванием в жаркой, влажной атмосфере. При солнечном ударе возникает
нарушение кровообращения в головном мозге. Обычно это бывает, когда
ребёнок ходит на солнце с непокрытой головой.
Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и
солнечных лучей. Поэтому перегрев организма у маленького ребёнка иногда
может уже случиться во время приёма световоздушных ванн.
При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном
однотипны. Это – головокружение, слабость, головная боль. У малышей
часто отмечается расстройство кишечника. В тяжёлых случаях могут
появиться судороги, рвота, потеря сознания. Во всех таких ситуациях нужно
срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в тень, смочит
голову и грудь холодной водой, не переносицу положить холодный
компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его.

свернуть