Пункт коррекционно-педагогической помощи

 Что такое пункт коррекционно-педагогической помощи (далее – ПКПП)?

ПКПП – структурное подразделение, которое может создаваться в учреждениях дошкольного и общего среднего образования. Это значит, что занятия организуются на базе того учреждения образования, которое посещает ребенок.

         Зачем нужен ПКПП? Кто может посещать ПКПП? ПКПП нужен для оказания коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении. Открытие ПКПП позволяет своевременно оказывать коррекционно-педагогическую помощь, что содействует повышению качества дошкольного или общего среднего образования.

   Почему некоторым детям занятия в ПКПП не эффективны? Когда особенности в развитии детей имеют стойкий характер и вызваны органическими поражениями нервной системы, значительно влияют на усвоение программы дошкольного или общего среднего образования, занятия в ПКПП будут малоэффективны.

         Кто может направить на занятия в ПКПП? С целью выявления нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи ЦКРОиР совместно с учителем-дефектологом ПКПП проводится предварительное обследование детей (при наличии согласия родителей обучающихся и запроса руководителя учреждения образования). По итогам предварительного обследования выявляются обучающиеся, которые нуждаются в коррекционно-педагогической помощи. Учитель-дефектолог ПКПП сообщает родителям обучающихся о результатах предварительного обследования, проводит с ними разъяснительную работу о необходимости коррекционно-педагогической помощи и информирует их о процедуре психолого-медико-педагогического обследования в ЦКРОиР для получения заключения с рекомендациями об оказании коррекционно-педагогической помощи, графике работы психолого-медико-педагогической комиссии КЦРОиР.

         С какого возраста ребенок может посещать занятия в ПКПП? Поскольку занятия в ПКПП организуются для детей, не испытывающих значительные трудности в усвоении программы, так называемых «легких» детей, то при решении вопроса о зачислении в ПКПП учитываются возраст ребенка и индивидуальные особенности ребенка. Нарушения звукопроизношения до 4,5 лет могут носить характер возрастной нормы.

         Могут ли зачислить ребенка в ПКПП без прохождения обследования в ЦКРОиР? Нет. Отказ от прохождения психолого-медико-педагогической комиссии ЦКРОиР является основанием для отказа в зачислении обучающегося с ОПФР в ПКПП. Учителем-дефектологом ПКПП разъясняются возможные последствия такого отказа законному представителю обучающегося. Зачисление в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования ТОЛЬКО на основании следующих документов: заключения ЦКРОиР; заявления законного представителя обучающегося с ОПФР.

         Как долго ребенок может посещать ПКПП? Срок занятия ребенка в ПКПП зависит от стойкости и тяжести нарушения у ребенка. В заключении ЦКРОиР после прохождения обследования содержатся рекомендации по организации коррекционно-педагогической помощи с указанием периода, в течение которого рекомендовано оказание коррекционно-педагогической помощи обучающемуся с ОПФР.

         Как осуществляется отчисление детей с занятий  в ПКПП? Надо ли повторно проходить комиссию? Отчисление обучающихся из ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования после исправления нарушений физического и (или) психического развития на основании списка обучающихся, исправивших нарушения психофизического развития, составленного по результатам обследования детей учителем-дефектологом ПКПП и специалистами ЦКРОиР и утвержденного директором ЦКРОиР. В соответствии с данным списком руководитель учреждения образования издает приказ на отчисление обучающихся из ПКПП после исправления нарушений физического и (или) психического развития.

         Отчисление из ПКПП может  осуществляться по другим причинам: смена места жительства, перевод в иное учреждение образования, отказ законных представителей обучающегося с ОПФР от коррекционно-педагогической помощи. В данном случае основанием для отчисления из ПКПП служит заявление законных представителей обучающегося с ОПФР.

ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

         Зачисление детей в ПКПП для занятий с учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи

     Основной целью деятельности ПКПП является организация коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают стойкие или временные трудности в усвоении учебных программ.

         Главными задачами пункта являются:

    осуществление углубленного психолого-педагогического обследования ребенка с целью определения оптимальных путей оказания коррекционно-педагогической помощи;

  создание необходимой коррекционно-развивающей среды для обеспечения индивидуально-ориентированной педагогической помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся речевых нарушений;

    формирование общих способностей к учению с целью обеспечения выполнения детьми образовательных стандартов на уровнях дошкольного и общего базового образования;

    повышение уровня интеллектуального развития детей за счет развития психических процессов, формирования позитивной мотивации к учебной деятельности, регуляции функций самоконтроля у детей;

    консультирование педагогов учреждения образования, на базе которого открыт пункт, законных представителей детей по вопросам индивидуализации обучения и воспитания.

В ПКПП зачисляются дети с относительно легкими речевыми нарушениями.

Показания к зачислению в ПКПП:

  • фонетические нарушения (дислалия, стертая форма дизартрии, нарушение голоса, ринолалия);
  • фонетико-фонематические нарушения речи (дислалия, дизартрия, ринолалия);
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи;
  • нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание, брадилалия, тахилалия).

Различные варианты общего недоразвития речи при наличии II, III уровней речевого развития квалифицируются как тяжелые нарушения речи и являются показанием к приему в ПКПП в исключительных случаях, по решению ПМПК ЦКРОиР. Дети с тяжелыми нарушениями речи (моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, общее недоразвитие речи I-III уровней) обучаются в группах для детей с ТНР, учреждениях специального образования или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования.

     Основной формой оказания коррекционно-педагогической помощи являются групповые (подгрупповые) и индивидуальные занятия. Периодичность посещения занятий детьми в ПКПП определяется учителем-дефектологом с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка, характера имеющегося нарушения, в среднем 2-3 раза в неделю.

     Комплектование групп пункта осуществляется, как правило, в начале учебного года с 1 по 15 сентября.

  Дети,  нарушения психофизического развития, которых не могут быть исправлены в условиях пункта, проходят углубленное психолого-медико-педагогическое обследование в государственном ЦКРОиР с целью уточнения структуры, степени тяжести нарушения и определения адекватных условий организации учебного процесса (обучение в специальном учреждении образования, в специальной или интегрированной группе, специальном классе или классе интегрированного обучения).

     Занятия по коррекции индивидуальных нарушений развития проводятся в период с 16 сентября по 25 мая. 

ЗАЧИСЛЕНИЕ ДЕТЕЙ

В ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Выписка из Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 131 «Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи»:

Глава 1 п. 5. Основной целью деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи является оказание коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.

Глава 2 п. 9. Зачисление обучающихся в пункт осуществляется приказом руководителя учреждения образования (организации), создавшего пункт, на основании следующих документов:

·         заявления законного представителя обучающегося;

·  заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее ЦКРОиР) (с рекомендациями по организации коррекционно-педагогической помощи, с указанием периода, в течение которого рекомендовано оказание коррекционно-педагогической помощи обучающемуся с ОПФР).

         Выписка из Постановления Министерства образования Республики Беларусь т 16 августа 2011 года № 233 «Об утверждении положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь»:

            Глава 4. Диагностическая деятельность.

п. 20. Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с особенностями психофизического развития.

Для проведения ПМП обследования законным представителям представляются следующие документы:

·     выписка из медицинских документов;

·  медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета);

·   педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением (организацией), в котором обучается или воспитывается ребенок.

  Отказ от прохождения ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) является основанием для отказа в зачислении в ПКПП см. пункты 19,20 Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи.

Пункт коррекционно-педагогической помощи комплектуется в соответствии с Медицинскими показаниями и противопоказаниями.

Показания к зачислению в ПКПП:

-фонетические нарушения (дислалия, стертая форма дизартрии, нарушение голоса, ринолалия),

-фонетико-фонематические нарушения речи (дислалия, дизартрия, ринолалия),

-нерезко выраженное общее недоразвитие речи,

-нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание, брадилалия, тахилалия).

Различные варианты общего недоразвития речи при наличии II, III уровней речевого развития квалифицируются как тяжёлые нарушения речи и являются показанием к приёму в ПКПП в исключительных случаях, по решению ПМПК ЦКРОиР. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, общее недоразвитие речи I – III уровней) обучаются в группах для детей с ТНР,  учреждениях специального образования или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования

Учитель-дефектолог пункта коррекционно-педагогической помощи
Буракова Елена Казимировна