Преемственность дошкольного и первой ступени общего среднего образования

Реализация районной комплексно–целевой программы «Преемственность семейного, дошкольного и первой ступени общего среднего образования».

В государственном учреждении образования «Детский сад № 4 г.Молодечно» ведется системная работа по реализации районной комплексно–целевой программы «Преемственность семейного, дошкольного и первой ступени общего среднего образования». В рамках реализации программы организовано тесное сотрудничество с ГУО «Средняя школа № 2 г. Молодечно». Проводятся совместные мероприятия учреждений образования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: тематические выставки «Школьная неделя», «Готовим ребенка к школе», ознакомительные экскурсии детей старших групп в школу, совместные фотовыставки и выставки детских работ к Дню матери, взаимопосещение спортивных мероприятий  и др.

 

свернуть

СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

«Как подготовить ребенка к школе и развить его способности»

О преемственности дошкольного образования и 1 ступени общего среднего образования

Видеоролик "Готовность ребенка к школе.Что это такое?"

Как правильно подготовить ребёнка к школе?

 

Раньше готовым к школе считался ребёнок, обладающий определённым запасом знаний. Сейчас психологи и педагоги утверждают, что знания — это не цель, а средство развития ребёнка. Главное — это не само знание, а умение им пользоваться, самостоятельно его добывать, анализировать. Поэтому самым важным элементом подготовки ребёнка к школе является формирование умения учиться. Учите ребёнка сознательно подчинять свои действия общему правилу (например, читать книгу сидя, соблюдая расстояние от глаз до книги 25—30 см), внимательно слушать говорящего и точно выполнять данное задание, проявлять самостоятельность, инициативу, творчество в любом виде деятельности.

Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире. Если вы не будете отмахиваться от возникающих у ребёнка вопросов, не будете отгораживать его от окружающей взрослой жизни — подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

Развивайте устную речь будущего школьника. Как можно чаще читайте своему ребёнку детскую литературу; беседуйте с ним о прочитанных произведениях; чаще просите ребёнка пересказать только что услышанную им сказку или рассказать о том, что интересного он увидел во время прогулки.

Чаще превращайте повседневные просьбы в развивающие задания. Например, для лучшего ориентирования ребёнка в пространстве эффективны следующие задания:

— Подай, пожалуйста, чашку, которая стоит справа от тарелки.

— Найди на верхней полке третью книгу, считая справа налево.

— Скажи, что находится в комнате за комодом, между стулом и диваном, за телевизором.

Развивайте мелкую моторику с помощью лепки, рисования, штриховки, конструирования из различных деталей. Чем лучше развита рука, тем легче ребёнку научиться писать, тем быстрее развивается его интеллект.

Приучайте будущего первоклассника к школьному режиму — рано ложиться спать и рано вставать. Прививайте ему привычку соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом; мыть руки перед едой и др. Учите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи, соблюдать порядок.

Воспитывайте у ребёнка позитивное отношение к школе. Попробуйте создать «благоприятную обстановку» вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и целый набор новых впечатлений и эмоций. Никогда не запугивайте ребёнка школой: «Вот пойдёшь в школу, там быстро тебя воспитают!»

Чтобы у ребёнка возникло ощущение, что он вступает в новую полосу жизни, кардинально измените его жизнь: сделайте перестановку в комнате ребёнка, придумайте ему новые обязанности по дому и т. п.

 

Рекомендации  по развитию мышления

♦ Развивать умственные способности через овладение дей­ствиями замещения и наглядного моделирования в раз­личных видах деятельности.

♦ Учить составлять группу из отдельных предметов.

♦ Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.

♦ Учить классифицировать предметы и обобщать их по харак­терным признакам или назначению.

Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.

♦ Учить сравнивать предметы.

♦ Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.

♦ Развивать быстроту мышления через дидактические игры.

♦ Побуждать делать самостоятельные выводы.

♦ Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.

♦ Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.

♦ Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.).

♦ Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.

♦ Учить устанавливать причинно-следственные связи.

♦ Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.

♦ Учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

♦ Способствовать переходу к решению задач в уме.

 

Игры и упражнения для развития мышления

♦ «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.

♦ «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

♦ «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.

♦ «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

♦ «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый — легкий», «сильный — слабый», «твердый — мягкий и др.

♦ «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.

♦ Загадки.

 

Рекомендации  по развитию памяти

♦ Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.

♦ Обучать культуре запоминания.

♦ Учить вспоминать последовательность событий.

♦ Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.

♦ Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.

♦ Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

♦ Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.

 

Игры и упражнения для развития памяти

♦ «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.

♦ «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 мин рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.

♦ «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.

♦ «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.

♦ «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен ее найти.

♦ «Что ты ел на обед?» Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.

♦ «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.

♦ «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет.

♦ «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.

♦ «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен повторить его.

♦ «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.

♦ «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

 

Рекомендации по развитию внимания

Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.

♦ Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.

♦ Часто менять формы деятельности.

♦ Использовать на занятиях элементы игры.

♦ Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.

♦ Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.

♦ Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.

♦ Учить управлять вниманием в соответствии с целью.

♦ Учить сосредоточиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь.

♦ Создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.

♦ Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.

 

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания

♦ «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».

♦ Игры-головоломки.

♦ Загадки.

♦ «Найди отличия».

♦ «Найди два одинаковых предмета».

♦ «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.

♦ «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».

♦ «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.

♦ «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

♦ «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия.

Источник:

Антоненя ,Т.Л.Интерактивные методы работы - как эффективное сотрудничество с семьей/Т.Л.Антоненя.М.:ООО,Выснова",2017-114с.

свернуть

Нормативные правовые документы

 

Нормативные правовые акты, регламентирующие обеспечение преемственности дошкольного и І ступени общего среднего образования

В учреждениии дошкольного образования:

В учреждении общего среднего образования:

Кодекс Республики Беларусь об образовании

Положение об учреждении дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 150)

Положение об учреждении общего среднего образования (постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 №283)

Образовательный стандарт. Дошкольное образование (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15.08.2019 № 137

Образовательный стандарт начального образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь  от 26.12.2018 № 125)

Постановление Министерства образования Республики Беларусь 15.08.2019 № 138 "Учебная программа дошкольного образования"  

Постановление Министерства образования Республики Беларусь 27.07.2017 № 90 Учебные программы по учебным  предметам

Постановление Министерства образования Республики Беларусь 24 сентября 2007 г. № 50 (в редакции Постановление Министерства образования Республики Беларусь 4 ноября 2009 г. № 69) «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь 16 октября 2018 г. № 105 «Об установлении перечней мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь14 июля 2014 г. № 105 «Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимыми для организации физического воспитания обучающихся учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий»

Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь 15.08.2019 № 139 "Тыпавы вучэбны план дашкольнай адукацыі"

Пастанова Міністэрства адукацыі рэспублікі беларусь 06.05.2020  № 83 Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі

Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь 20.04.2021 № 71 Аб змяненні пастановы Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 6 мая 2020 г. № 83

Пералік вучэбных выданняў для выкарыстання ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйную праграму дашкольнай адукацьі, ў якасці вучэбных дапаможнікаў для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) у 2021/2022 навучальным годзе  

Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования» (постановление  Министерства здравоохранения Республики Беларусь от25.01 2013 г. № 8)

Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования» (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206)

 

Постановление Совета Министров Республики Беларусь 07.08.2019 № 525 "Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований"

adu.by -  Национальный образовательный портал – открытый инструмент накопления и использования научной, научно- и учебно-методической, практико-ориентированной и другой информации, необходимой для организации образовательного процесса.

свернуть

 

«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого    места, а всегда опирается на определенную стадию развития,      проделанную ребенком ранее».

                                                                                                В.А. Сухомлинский

В постановлении коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014     № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно -технологический аспекты» преемственность между всеми звеньями обучения рассматривается как основное условие непрерывного образования, воспитания и развития ребенка, заключающееся в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования, имеющее общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

 Целью дошкольного образования является разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.

 Цель начального образования – формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие обучающегося.

 Преемственность предусматривает, с одной стороны, сопровождение детей в школу с уровнем общего развития и воспитанности, отвечающим требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на представления, умения и навыки, которые уже приобретены детьми дошкольного возраста, их дальнейшее использование для разностороннего развития.

Актуальная информация представлена на сайте Министерства образования Республики Беларусь

свернуть