Материалы в помощь специалистам

Ресурсные центры Минской области по вопросам специального образования


Республиканский центр инклюзивного образования

Государственное учреждение образования «Вилейская специальная общеобразовательная школа-интернат» Областной ресурсный центр специального образования для детей с нарушениями речи и трудностями в обучении

Государственное учреждение образования «Ждановичская специальная общеобразовательная школа-интернат» Областной ресурсный центр специального образования для детей с нарушением слуха

Государственное учреждение образования «Молодечненская специальная общеобразовательная школа-интернат» Областной ресурсный центр специального образования для детей с нарушениями зрения

Государственное учреждение образования «Молодечненская санаторная школа-интернат» Областной ресурсный центр по обеспечению физической реабилитации учащихся

Государственное учреждение образования «Борисовский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Областной ресурсный центр специального образования для детей с расстройствами аутистического спектра

Государственное учреждение образования «Детский сад № 1 г. Вилейка» Ресурсный центр инклюзивного образования

Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Молодечно» Областной ресурсный центр специального образования для детей раннего возраста с особенностями психофизического развития

Государственное учреждение образования «Специальный детский сад № 2 г. Молодечно» Районный ресурсный центр специального образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Государственное учреждение образования «Руденская вспомогательная школа-интернат» Областной ресурсный центр специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью

Государственное учреждение образования «Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Областной ресурсный центр специального образования по работе с родителями, воспитывающими детей с особенностями психофизического развития

Государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г. Солигорска» Областной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования

свернуть

Играем пальчиками – развиваем речь

В настоящее время все больше и больше детей с нарушением в речевом развитии. Если у ребенка имеется нарушение произношения, значит, в дальнейшем он может столкнуться с трудностями при чтении и письме. Наша с вами задача помочь детям преодолеть речевые нарушения.

Давно уже доказали, что высокий уровень развития мелкой моторики у ребенка позволяет говорить о высоком уровне развития у него памяти, внимания, умения логически рассуждать, связно говорить. Вы, уважаемые родители, можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не может донести в ладошке воду до лица, разливает её, то, значит, у него отстает развитие мелкой мускулатуры. Если после 5 лет ребенок затрудняется в выполнении упражнения «ладонь – кулак – ребро», то это тоже говорит об определенных нарушениях. Обнаружив это, не огорчайтесь, но и не оставляйте ребенка, надеясь, что со временем он догонит сверстников. Это мнение ошибочно. Ребенку нужна ваша помощь. Поиграйте с ним в игры и упражнения для развития мелкой моторики, поиграйте в пальчиковые игры.

Слабую руку дошкольника можно и нужно развивать.

Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то вы - родители помогите ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Предлагаю вашему вниманию некоторые пальчиковые игры, которые пользуются у детей особым интересом:

«СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»

Сидит белка на тележке, (Хлопки ладонями и удары кулач-

Продает она орешки. ками друг о друга попеременно.)

Лисичке-сестричке, (Загибают по одному пальчику,

Воробью, синичке. начиная с большого.) Мишке толстопятому, Заиньке усатому.

Кому в платок, (Ритмичные хлопки ладонями и

Кому в зобок, удары кулачками.)

Кому в лапочку.

«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»

Есть игрушки у меня: (Хлопают в ладоши и ударяют кулач-

ками друг о друга попеременно.)

Паровоз и два коня, (Загибают пальчики на обеих руках.)

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран —

Настоящий великан.

Сколько вместе? (Хлопают попеременно в ладоши

Как узнать? и ударяют кулачками друг о друга.)

Помогите сосчитать!

«ИГРУШКИ»

Работа над темпом и ритмом речи

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в

Куклы Катины сидят: ладоши и стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все

И веселый Чиполлино, пальчики.)

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно

пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в

Мы игрушки сосчитать. ладоши и стучат кулачками.)

«МЫ ВО ДВОР ПОШЛИ ГУЛЯТЬ»

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики по одному.)

пять,

Мы во двор пришли («Идут» по столу указательным и

гулять. средним пальчиками.)

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками («Крошат хлебушек» всеми

кормили, пальчиками.)

С горки мы потом (Ведут указательным пальцем правой

катались, руки по ладони левом руки.)

А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то

одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой (Отряхивают ладошки.) пришли.

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)

«Варим суп»

Хозяйка однажды с базара пришла. (Шагаем пальчиками по ногам

Хозяйка с базара домой принесла: от бедра к коленкам.)

Капусту, (По очереди загибаем пальчики

Картошку, на руке, начинаем с большого пальца.)

Морковку,

Горох,

Петрушку

И свёклу.

Ох!

Вот овощи спор завели на столе. (Попеременные движения обеими руками:

Кто лучше, вкусней и нужней на земле: кулачками – ладошками хлопаем по ногам.)

Капуста, (По очереди загибаем пальчики

Картошка, на руке, начинаем с большого пальца.)

Морковка,

Горох,

Петрушка

И свёкла.

Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла (Ребрами ладошек обеих рук стучим по

И ножиком этим крошить начала: ногам, имитируя работу ножа.)

Капусту, (По очереди загибаем пальчики

Картошку, на руке, начинаем с большого пальца.)

Морковку,

Горох,

Петрушку

И свёклу.

Ох!

Накрытые крышкою в душном горшке (Ладошки обеих рук соединить и

Кипели, кипели в крутом кипятке: держать в горизонтальном положении.)

Капуста, (По очереди загибаем пальчики

Картошка, на руке, начинаем с большого пальца.)

Морковка,

Горох,

Петрушка

И свёкла.

Ох!

И суп овощной оказался неплох! (Имитация движений работы ложкой.)

«АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин. (Круговые движения кулачками рук.)

Много нас, (Показывают 10 пальцев.)

А он один. (Показывают 1 палец.)

Эта долька – для ежа. (Дети загибают поочередно пальцы.)

Эта долька – для чижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура. (Поглаживание ладонью правой

руки тыльной стороны левой руки.)

Он сердит на нас - (Сомкнуть пальцы обеих рук.)

Беда!!! (Руки прижать к щекам. Покачать

головой.)

Разбегайтесь - (Бегут пальцами по коленкам.)

Кто куда! (Руки спрятать за спину.)

Как вы заметили, если мы используем при игре с пальчиками стишки, то у детей возрастает интерес к игре, у них возникает желание больше говорить.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе демонстрируют «Пальчики здороваются»- кончик большого пальца правой руки поочередно касаются кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это облегчает приобретение навыков письма.

Играйте с детьми, общайтесь с ними, и они это оценят…

 

 

источники: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/12/01/igraem-palchikami-razvivaem-rech-konsultatsiya-dlya

свернуть

Образовательный стандарт специальное образование

Ресурсные центры